Душные дни на островах «вечной
весны»
Тимофей Тараканов: от Кадьяка
до Сан-Диего... Не правда ли, в этой фразе, вынесенной в название хроники, некая даже
пугающая размашистость, если не удаль? Ну да ведь и постранствовал
россиянин (достаточно взглянуть на карту) —бед повидал! Если иметь в
виду еще и Сандвичевы острова....
Вот и С. Марков в «Летописи
Аляски» уделил ему там-сям несколько фраз. Приведем даже целый, интересующий
нас, период — и, оттолкнувшись от него, построим все дальнейшие рассуждения.
«Тимофей Тараканов, герой
Колумбии, промышлявший тюленей в Сан-Франциско, отправился на Сандвичевы острова.
Он прожил там три года, изучая богатства островов, быт гавайцев. Вместе с
Таракановым на Гавайях жил бывший служащий Баранова португалец Элиот де-Кастро, лекарь из Бразилии,
торговый агент Аляски и... статс-секретарь Камеамеа Первого. Тараканов в поте
лица своего трудился в садах и на пашнях благодатных островов, с ним было
немало алеутов и русских... Но история житья Тараканова под сенью пальм
Гонолулу прямым образом к истории Аляски не относится. Правда, тот же Тараканов
привез в Ново-Архангельск Баранову приглашение от дряхлеющего короля. Камеамеа
дарил Баранову участок плодородной земли и звал «российского Пизарро» провести остаток жизни
в коралловых землях Океании».
В этом отрывке стоит
разобраться, чтобы отсеять зерна от плевел. Трудно сказать, какими источниками
пользовался Марков, чтобы сочинить сие, вполне возможно, отчасти теми же, что и
я. Однако писательскому методу Маркова свойственно стыковать подробности и вехи жизни героев его исторически точно
датированных хроник несколько своеобразно, пренебрегая тем, что этой стыковке
не поддается, не входит, так сказать, в пазы. Его,«Летопись Аляски» читаешь
действительно как увлекательный роман, магия слов, калейдоскоп лиц,
поразительных превратностей человеческих судеб, взамозависимость и даже как бы
закольцованность их то ли очаровывают, то ли усыпляют, а стоит очнуться —
нет-нет да и ловишь автора на подтасовке. Однако здесь не место разбираться в
этом. Касательно же приведенного периода, сразу уточним, что Тараканов был на
Гавайях всего года полтора, но никак не три. Пренебрежем и идиллией описания -
ее не было и на дух. А было вот что.
В зиму 1815—1816 годов
бриг «Ильмень» (прежнее название «Лидия»), купленный у американцев, уже сыгравший однажды
свою роль в жизни Тараканова, шел из Ситхи в Калифорнию. Обычный промысел и
попутный товарообмен с индейцами. Управлял бригом американец Вадзворт
(Водзвит). Торговый агент — служащий РАК Элиот де Кастро. Партию
промышленников-алеутов возглавлял по обыкновению Тараканов. Так вот, де
Кастро, сообщаясь по нуждам торговли с берегом, попал к испанцам в плен, а с
ним изрядно русских и особенно алеутов. Вадзворт опасался течи, открывшейся в
бриге, и хотя до Ситхи было вряд ли дальше (скорее ближе), чем до Сандвичевых
островов, предпочел заняться ремонтом брига в более располагающем климате.
Таким образом Тараканов с остатками промысловой своей партии очутился вдруг в
мае 1816 года на благословенных Гавайях.
Элиота де Кастро вызволил из плена мореплаватель Отто
Коцебу, посетивший Калифорнию во время кругосветной экспедиции на «Рюрике», и
в том же году доставил в целости и сохранности на Гавайи.
Что касается «лекаря из Бразилии», о котором упоминает
Марков, то речь идет, видимо, об известном авантюристе Георге Шеффере,
командированном Барановым из Новоархангельска со специальной миссией. Кто он такой,
как очутился в
Русской
Америке? В двух словах не расскажешь. В литературе сведений о нем не так уж
мало. Выходец из Германии, в 1808 году защитил в Геттингенском университете диплом
«доктора медицины, хирургии и повивального искусства». Прибыв в следующем году
в Россию, по крылатому выражению поэта, «на ловлю счастья и чинов», для начала
устроился врачом в московскую полицию. По его словам, принимал участие «в
воинских предприятиях» против Наполеона, во всяком случае — в изготовлении
некоего аэростата для поражения французских боевых порядков. В 1813 году,
заскучав в
Москве без
«воинских предприятий», устроился лекарем на снаряженный РАК корабль «Суворов»,
уходивший в
американские
колонии.
Командовал «Суворовым»
лейтенант М. П. Лазарев — будущий первооткрыватель Антарктиды, гордость
российского флота. Как «лицо, нетерпимое на судне», Шеффер в Новоархангельске
был им списан на берег и встретил понимание и
сочувствие у Баранова. Может, потому еще, что и Баранов вошел в серьезные раздоры и
несогласия с Лазаревым. Поначалу обещал ему плавание на Сандвичевы острова с
торговой и дипломатической миссией, затем в Китай (Макао) для отвоза туда
мехов, однако остановился на Охотске. Лазарев по каким-то причинам уклонился от
этого плавания. Баранов посулил ему разные кары вплоть до смещения (поскольку в
водах Русской Америки «Суворов» формально был подчинен ее администрации) и
приказал держаться под крепостным пушками.
Лазарев, человек еще молодой,
но самолюбивый и решительный, поднял паруса и, несмотря на последовавшую-таки
пальбу из пушек, призванную усмирить строптивого, взял курс на Калифорнию
и далее проследовал в Петербург.
Эти «несогласия» с Лазаревым,
в которых позиция морехода выглядела убедительней (он сумел потом отстоять ее и
перед специально назначенной петербургской
комиссией), серьезно отразились на положении одряхлевшего главной правителя. Присовокупляя сюда
еще и
провал авантюры Шеффера... Ибо
то задание, которое первоначально намечалось возложить на Лазарева, Баранов
доверил Шефферу. Те более, что и лекарь сей очень даже добивался поездки к сандвичанам.
А к такой поездке был более или менее
серьезный повод.
Пытаясь закрепить добрососедские
обоюдовыгодные связи с Гавайями, начатые посещением этих островов сперва Сысоем
Слободчиковым, а спустя время Гагемейстером на «Неве», Баранов снарядил туда в
1814 году на компанейском судне «Беринг» очередную торговую экспедицию. Но
«Беринг» был выброшен штормом на берег острова Кауаи (Атувай, Отувай) вместе со
всем грузом стоимостью в 100 тысяч рублей. По сложившемуся на Гавайях обычаю,
все, что выбрасывало море, становилось добычей островитян. «Беринг» не стал исключением—его
груз был растащен. Король острова Каумуалии (Томари) не очень-то спешил
возвратить этот груз. Вот для того, чтобы это имущество выручить или получить
какую-либо компенсацию, и был послан на знакомом нам американском судне
«Изабелла» весьма даже энергичный «доктор медицины, хирургии и повивального
искусства».
В условиях противоречивой политической обстановки на
Гавайях поручение, данное Шефферу, было действительно довольно сложным. Здесь к
тому времени окопалось много иностранцев — беглых матросов, купцов,
предпринимателей и авантюристов разных мастей, занятых в основном вывозом ценного сандалового дерева*. Они имели немалое влияние как на великого короля Камеамеа, так и на его вассала Томари,
владетеля всего двух островов этой группы. Например, беглый матрос Джон Юнг
подвизался при Камеамеа в должности губернатора острова Оаху и первого его
советника («статс-секретаря»). Вот он-то да еще американские шкиперы Дж.
Эббетс и У. Хант, опасаясь конкуренции, упорно настраивали Камеамеа против
Шеффера, называли его «русским шпионом», запугивали предстоящим прибытием из Новоархангельска
компанейских судов «с неприязненными намерениями».
Баранов по старой доброй памяти послал Камеамеа кое-какие подарки,
серебряную медаль и письмо с просьбой о возмещении убытков, понесённых при
крушении «Беринга» у острова Кауаи (Атувай). Камеамеа, соответственно подготовленный
своими «советниками», возвратил письмо, не читая, подарки и медаль не принял.
Да и вообще на берег Шеффера не пустил. Тем не менее на берег Шеффер проник, с
Камеамеа повстречался, медаль вручил (тот «церемониально» приял ее, «стоя на
коленях»). В дальнейшем сблизился с ним, но более посредством того, что
«попустил самовольно брать у него из его гардероба и из компанейского имущества
вещи, какие хотел». Немало помогла Шефферу и медицинская подготовка. Он лечил
короля «от болезни сердца», а любимую его жену, королеву Каауману,
«выпользовал» от жестокой лихорадки. В благодарность за эти услуги Камеамеа подарил
Шефферу земельный участок под плантации на острове Оаху (Овагу). Шеффер, ни дня
не медля, построил здесь несколько домиков и начал разводить табак, овощные,
фруктовые и злаковые культуры, в то же время расширяя границы фактории за счет
скупаемых у аборигенов земель. Он имел виды и на монопольную торговлю всем
сандаловым деревом острова. Короче говоря, размахнулся широко, мало сообразуясь
или даже не сообразуясь с существующей
здесь конъюнктурой. А на Оаху между тем еще до появления здесь
Шеффера держали плантации братья Уиншип. Им не понравился чересчур активный
конкурент. Не терпел его и «губернатор» Джон Юнг. Все они вместе по-прежнему
нашептывали Камеамеа всякую правду и неправду о Шеффере, «расстраивали
короля... и даже довели до согласия... убить Шеффера».
Но тут в мае 1816
года на рейде Оаху весьма своевременно положил якорь хорошо вооруженный корабль
«Открытие» под началом лейтенанта Подушкина. А несколько дней спустя подошел и
бриг «Ильмень» из Калифорнии. Шеффер не только своей властью задержал его в
гавани Гонолулу, но и распорядился использовать промысловую алеутско-русскую
партию Тараканова для работы на плантациях (вот откуда неопределенно-загадочная
фраза С. Маркова:
«Тараканов в поте лица своего трудился в садах и на пашнях благодатных островов,
с ним было немало алеутов и русских...»!). Сам же тем временем отправился
вместе с Подушкиным на остров Гавайи для дальнейших переговоров с Камеамеа
относительно расхищенного компанейского груза.
Но
Камеамеа встретил доктора более чем прохладно. Правда, пообещал послать
на Кауаи «своего человека», что-бы тот потребовал от Каумуалии (Томари)
возвращения компанейской собственности,
но обещание это было достаточно уклончивым. Отказал он Шефферу и в новом
строительстве на острове Оаху, сославшись на то, что русские товары и
заготовленные продукты
можно размещать в его собственных складах (забитых, кстати сказать,
сверх всякой меры, так что многое добро, приобретаемое от купцов за сандал, без пользы гнило, портилось и
ветшало).
Переговоры зашли в тупик. И Шеффер вдруг круто меняет ориентацию. Он
идет на «Открытии» к острову Кауаи и вступает в прямой контакт с Томари. В сложившейся обстановке подобное решение
Шеффера имело свою логику и причинность. Он решил использовать закоренелую
вражду двух гавайских королей, один из которых, Томари, был в зависимом от
другого положении,—в зависимом и униженном. Чувствуя непрочность своей власти
перед лицом более сильного соперника, но не желая сдаваться, он искал могущественных
покровителей, вооруженной поддержки, короче —пушек, ядер, пороха...
Примечания
* Сандал — вечнозеленое
дерево, естественно произрастающее на некоторых островах Океании и в восточной Индонезии.
Оттуда е завезли в Индию. Эфирные вещества его сердцевины славятся особой благоуханностью.
Потому-то исстари в Индии, Китае, Индокитае сандал использовался для изготовления
обрядных сосудов, предметов религиозных культов, статуэток, дорогих безделушек для
знати вроде пудрениц, коробочек для шпилек, шкатулок,
вееров; сорта похуже шли на щепу для благовонных курительных
палочек — их жгли обычно в буддийских храмах.
Не все породы сандалового
семейства обладали одинаково стойким ароматом, но гавайский сандал был в самый раз.
Островитянам он был издавна знаком как ароматное дерево лаауали, перетертой
в пудру сердцевиной которого они пересыпали свою груботканую одежду
из тапы. Во многом этот аромат и определил его печальную судьбу, да и отчасти судьбу
Сандвичевых островов. Чуть стал падать промысел почти истребленного морского бобра,
сюда как раз и хлынули американские торговцы: сандаловое дерево находило устойчивый
сбыт в Кантоне и давало добрые барыши.
Посетивший в 1809 году Сандвичевы
острова капитан-лейтенант Гагемейстер возвратился в Новоархангельск с грузом соли,
продовольствия и — сандалового дерева, которое позже было тоже выгодно продано.
Но пока администрации РАК на Ситхе было не до жиру, обеспечить бы с тех островов
ввоз насущного пропитания для постоянно нуждающихся колоний, свежих овощей и фруктов,
да не грех и свинины...
Американцы же развили
бурную деятельность по добыче и вывозу именно сандала, заставив заинтересованных
в доле прибылей гавайских властителей нещадно эксплуатировать островитян. Английский
путешественник Дж. Симпсон писал, что при таком порядке вещей «людей стали гнать
как скот в горы, в каждую расщелину между скалами, где росло хотя бы одно молодое
деревцо, идущее на священное топливо». Ему вторит О. Е. Коцебу: «...ныне остаются...
многие поля без употребления, поелику жители должны рубить сандальное дерево». Что
привело зимой 1817—1818 годов к голоду... Если же иметь в виду, что сандал рос высоко
в горах, где было куда холоднее, чем на побережье; что редкие его рощи были уже давно вырублены,
и поиск отдельных деревьев требовал большой выносливости; н что при этом, оставаясь
неделями в горах, островитяне были в сущности раздеты (ничего, кроме набедренных
повязок) и гибельно мерзли; что заготовленный сандал, распиленный на колоды или
чурбаки, очень тяжелый, тонущий в воде, нужно было по крутизне и бездорожью сносить
от вырубок на берег; что чуть ли не полсотни километров сандвичане несли ароматные
чурбаки или связки веток на голых плечах; что женщин и детей тоже вынуждали страдать
на этой голгофе,— можно себе представить, в какую каторжную кабалу попадало ни
в чем не повинное население якобы «райских» островов!
Но «сандаловая лихорадка» лишь набирала темп, и, как свидетельствуют
мореплаватели той поры, не будь сандал вырублен уже к концу тридцатых годов прошлого
столетия, неизвестно, удалось бы выжить жителям архипелага или они так или иначе
все погибли бы. «Подробнее см.: Д. Тумаркин. Гавайский народ и американские
колонизаторы. М.,
1971). Источник: Л.
Пасенюк. Тимофенй Тараканов: от Кадьяка до Сан-Диего. Камчатка.
Литературно-художественный сборник. Петропавловск-Камчатский, 1987г.
Источник: http://russsandwich.ucoz.ru |